8.5. Интеграция образовательного процесса по физической культуре в ОУ с учреждениями дополнительного образования по физической культуре и спорту (спортивные школы, внешкольные спортивные секции, другие

Вместе с базовым образованием дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.

В условиях общеобразовательного учреждения получение ребёнком такой возможности означает не только и не столько включение в занятие, по интересам, сколько иной способ существования – без оценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.

Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в развитии социальной инициативы неисчерпаем. В настоящее время особую актуальность представляет рассмотрение вариантов взаимодействия учреждений дополнительного образования и детских общественных организаций и движений с точки зрения интеграции их усилий в формировании гражданской позиции личности.

 Специфика дополнительного образования в области физической культуры состоит в том, что, не подменяя целостную систему построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе.

 Главная же его цель заключается в удовлетворении интересов и запросов личности в конкретном виде физкультурно-спортивной деятельности. Данное физкультурное образование отличается от базового тем, что осуществляется в условиях высокой мотивации занимающихся, их стремления достичь определенных результатов. Очень часто интересы личности к тому или иному виду спорта не угасают на протяжении многих лет жизни и фактически являются источником ее постоянной двигательной активности, физкультурного самообразования и ведения здорового образа жизни. Именно через направленное формирование мотивации человека к регулярным занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности можно успешно решить задачу непрерывного физкультурного образования личности на протяжении всей ее жизни. Поэтому одним из важнейших условий перехода личности в систему непрерывного физкультурного образования является формирование устойчивой и осознанной мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом.

Приоритетные направления данной деятельности обусловлены необходимостью решения следующих задач:

1) обеспечение занятости детей, подростков и молодёжи во внеурочное;

2) сохранение и укрепление здоровья учащихся;

3) пропаганда здорового образа жизни.

Решение этих задач особенно актуально в настоящее время.

Во-первых, появляется возможность скоординировать учебную и внеурочную деятельность школьников, согласовав расписание занятий в общеобразовательной школе и в секциях дополнительного образования, и тем самым обеспечить наиболее рациональное использование времени учащихся.

Во-вторых, близость учреждения, на базе которого осуществляется учебно-тренировочная деятельность, и места проживания учащихся позволяет организовать занятия в вечернее время суток и отвлечь детей и подростков от бесконтрольного и неорганизованного времяпрепровождения.

В-третьих, учебно-тренировочная работа в помещении общеобразовательного учреждения обеспечивает непосредственный контакт тренера-преподавателя и классного руководителя.

Кроме того, открывается возможность более тесного и конструктивного взаимодействия с родителями. Всё это оптимизирует воспитывающее и мотивирующее воздействие микросоциума на ученика и позволяет эффективно развивать личность последнего.

Для того чтобы данное направления было успешно реализовано в план спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, включаются такие мероприятия, как

1) спортивные праздники для обучающихся «Дни здоровья», «А, ну-ка парни!» и др.;

2) показательные выступления групп художественной гимнастики;

3) спортивные соревнования, в том числе с участием родителей и педагогов (матчевые встречи, «Веселые старты», «Папа, мама, я- спортивная семья»);

4) первенства школы по различным видам спорта;

5) акции «Спорт как альтернатива вредным привычкам!», «Мы выбираем здоровый образ жизни» и др.

Тренировки по плаванию (видео)

 

Вернуться к пункту 8. Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся
Вернуться на главную страницу конкурса