![]() |
ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга (Красносельский район) |
здание 1 - ул. Пионерстроя, д. 9, кор.1, лит. А, здание 2 - пр. Ветеранов, д.173, кор.4, стр. 1
II к. 8 (812) 246-45-51; I к. 8 (812) 417-63-62;
|
|
2.4. Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих педагогических технологий в образовательном процессеПод здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающую специфику данного процесса, важнейшие характеристики образовательной среды и особенности школьников. Здоровьесбережение может выступать, как одна из задач образовательного процесса. Целевые установки здоровьесберегающих технологий: − стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми; − учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; − показывать им, что жизнь - это прекрасно, − вызывать у них позитивную самооценку. Здоровьесберегающие образовательные технологии имеют ряд отличительных особенностей. Это: − отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя; − приоритет воспитания, а не изучения культуры здоровья; − индивидуализация обучения; − наличие мотивации на здоровый образ жизни у учителя и учеников; − наличие у учащихся интереса к учебе, желания идти в школу; − «физкультминутки» на уроках; − осуществление гигиенического контроля. Учеба – это основной вид деятельности школьника. Образовательное учреждение является источником ряда факторов, негативно воздействующих на здоровье школьников. Об этих факторах учителю необходимо помнить и их негативное влияние миминизировать. «Школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся, условно можно разделить на две группы: очевидные (о которых часто говорят, их активно изучают) и неочевидные (о которых говорят значительно реже и изучают их не столь активно). Очевидные факторы: - перегрузка учебных программ; - несовершенство учебных программ и технологий; - авторитарный стиль преподавания; - отсутствие индивидуального подхода к учащимся; - использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным; - недостаток двигательной активности учащихся; - неправильное питание учащихся; - несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; - недостаточное финансирование школы. Неочевидные факторы: - низкая психологическая культура учебно-воспитательного процесса; - недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; - неграмотность учащихся в вопросах здоровья; - слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социальнопсихологической адаптации в самостоятельной жизни; - неблагополучное состояние здоровья учителей; - недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.). Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся. При этом главными является: - обеспечить/добиться обеспечения санитарно-гигиенического состояния учебного помещения (освещение, проветривание, температурный режим и пр.); - следить за правильной позой учащегося во время занятий; - проводить гимнастику («зарядку», «физкультминутки», «физкультпаузы») во время учебных занятий. Проведение гимнастики во время урока, включающей упражнения для глаз и различных групп мышц, является обязательным во всех классах (с 1 по 11-ый). Проведение таких «физкультминунок» не требует от учителя дополнительных усилий и подготовительной работы, тем не менее, приводит к существенным результатам: помимо благотворного влияния на здоровье школьников, это способствует усилению внимания учащихся, более продуктивному ходу урока. Известно, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. Например, в понедельник в каком-то классе последний урок - математика. Учитель может добиться внимания и сосредоточенности у обучающихся путем использования элементов технологии Шаталова: 1) работа в парах или малых группах, «вертушка» (то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую); 2) использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. Можно использовать на каждом уроке элементы игры, особенно в младших классах. Например, в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета. Во время фронтального опроса многие педагоги практикуют игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Нередко учителя используют на уроках элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев. Многие педагоги проводят так называемые «уроки праздники», на которых каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность. Учебные занятия обязательно должны включать «эмоциональные разрядки», цель которых – снятие умственного напряжения, утомления учащихся. Такими эмоциональными разрядками могут служить рассказ, поговорка, веселое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка и др. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит с позиций здоровьесбережения не меньше физкультминутки. В течение урока рационально проводить 2-3 разрядки. Ответственно нужно относиться к дозировке домашнего задания и мере сложности: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. В педагогической практике широко распространены так называемые «многоуровневые» домашние задания, когда педагог предлагает учащимся задания нескольких уровней (чаще трех), а ученик самостоятельно выбирает объем задания по своим силам. Такие задания способствуют и повышению учебной мотивации ученика, и сохранению его здоровья. В комплексы упражнений «физкультминуток» обычно включают упражнения для глаз и для скелетных мышц. Видео мастер-классов и занятий по здоровьесбережению: "Веселая акватория" (урок физкультуры с элементами аквааэробики) Создание комфортной среды для школьника - залог здоровья
Мастер-класс "Арт-релакс. Таинственная сила воды" Занятие "Здоровый образ жизни. Правильное питание" Здоровьесберегающая инфраструктура школы № 385: -медицинский кабинет; -процедурный кабинет; - Спортивный зал (большой); - Спортивный зал (малый); - Зал хореографии; -столовая; -учебные классы, отвечающие требованиям СанПин; -питьевой режим; -двухразовое питание; -рекреации для проведения динамических перемен; -организация безбарьерной среды (для детей с ОВЗ); -кабинет психологической разгрузки; - Комната отдыха - игровая для первых классов (- Интерактивный пол - Интерактивная песочница - Интерактивный стол - Компьютер учителя - Интерактивная система - Колонки - Мягкий диван - Мягкие модули - Настольные игры - Игровые комплекты - Кукольный театр). Физкультурно–оздоровительная работа: -деление классов на группы здоровья для проведения уроков физкультуры с учетом индивидуально-дифференцированного подхода; - физминутки на уроках; -проведение динамических перемен; -участие учащихся в школьных спортивных секциях; -организация и проведение праздничных спортивно-оздоровительных мероприятий; -введение в расписание 3-го урока физкультуры (бассейн). Рациональная организация учебного процесса: -обучение в одну смену; -расписание, составленное с учетом требований СанПин; -дозировка домашнего задания; -организация проведения уроков на свежем воздухе (начальная школа); -система надомного и семейного обучения; -применение ЗСТ учителями – предметниками; -создание на уроках психологической, интеллектуальной и физической комфортности. Профилактика и мониторинг состояния здоровья учащихся: -диспансеризация учащихся; - профилактические прививки; - мониторинг пропусков по болезни учащихся и учителей; - организация горячего питания; - организация медико-психологической помощи учителям и учащимся. В нашей школе разработана «Карта анализа урока по позициям здоровьесбережения» для посещения уроков.
|