2.4. Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих педагогических технологий в образовательном процессе

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающую специфику данного процесса, важнейшие характеристики образовательной среды и особенности школьников.

Здоровьесбережение может выступать, как одна из задач образовательного процесса.

 Целевые установки здоровьесберегающих технологий:

− стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

− учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

− показывать им, что жизнь - это прекрасно,

− вызывать у них позитивную самооценку.

Здоровьесберегающие образовательные технологии имеют ряд отличительных особенностей. Это:  

− отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;

− приоритет воспитания, а не изучения культуры здоровья;

 − индивидуализация обучения;

− наличие мотивации на здоровый образ жизни у учителя и учеников;

− наличие у учащихся интереса к учебе, желания идти в школу;

 − «физкультминутки» на уроках;

 − осуществление гигиенического контроля.

Учеба – это основной вид деятельности школьника. Образовательное учреждение является источником ряда факторов, негативно воздействующих на здоровье школьников. Об этих факторах учителю необходимо помнить и их негативное влияние миминизировать.  

«Школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся, условно можно разделить на две группы:

очевидные (о которых часто говорят, их активно изучают)

и неочевидные (о которых говорят значительно реже и изучают их не столь активно).

Очевидные факторы:

 - перегрузка учебных программ;

 - несовершенство учебных программ и технологий;

- авторитарный стиль преподавания;

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;

- недостаток двигательной активности учащихся;

 - неправильное питание учащихся;

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

- недостаточное финансирование школы.

Неочевидные факторы:

 - низкая психологическая культура учебно-воспитательного процесса;

- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

- неграмотность учащихся в вопросах здоровья;

- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социальнопсихологической адаптации в самостоятельной жизни;

- неблагополучное состояние здоровья учителей;

- недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога

Примеры упражнений

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся. При этом главными является:

- обеспечить/добиться обеспечения санитарно-гигиенического состояния учебного помещения (освещение, проветривание, температурный режим и пр.);

- следить за правильной позой учащегося во время занятий;

 - проводить гимнастику («зарядку», «физкультминутки», «физкультпаузы») во время учебных занятий.

Проведение гимнастики во время урока, включающей упражнения для глаз и различных групп мышц, является обязательным во всех классах (с 1 по 11-ый).

Проведение таких «физкультминунок» не требует от учителя дополнительных усилий и подготовительной работы, тем не менее, приводит к существенным результатам: помимо благотворного влияния на здоровье школьников, это способствует усилению внимания учащихся, более продуктивному ходу урока.

Известно, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

Если в расписании урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Например, в понедельник в каком-то классе последний урок - математика. Учитель может добиться внимания и сосредоточенности у обучающихся путем использования элементов технологии Шаталова:  

1) работа в парах или малых группах, «вертушка» (то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую);

2) использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

Можно использовать на каждом уроке элементы игры, особенно в младших классах.

Например, в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши,

 топанье ногами,

 поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета.

Во время фронтального опроса многие педагоги практикуют игру с мячом или воздушным шариком:

 ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа.  

Нередко учителя используют на уроках элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев. Многие педагоги проводят так называемые «уроки праздники», на которых каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность.

Учебные занятия обязательно должны включать «эмоциональные разрядки», цель которых – снятие умственного напряжения, утомления учащихся. Такими эмоциональными разрядками могут служить рассказ, поговорка, веселое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка и др. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит с позиций здоровьесбережения не меньше физкультминутки. В течение урока рационально проводить 2-3 разрядки.

 Ответственно нужно относиться к дозировке домашнего задания и мере сложности: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

В педагогической практике широко распространены так называемые «многоуровневые» домашние задания, когда педагог предлагает учащимся задания нескольких уровней (чаще трех), а ученик самостоятельно выбирает объем задания по своим силам. Такие задания способствуют и повышению учебной мотивации ученика, и сохранению его здоровья.

В комплексы упражнений «физкультминуток» обычно включают упражнения для глаз и для скелетных мышц.

Видео мастер-классов и занятий по здоровьесбережению:

"Веселая акватория" (урок физкультуры с элементами аквааэробики)

Занятие с массажным шариком

Создание комфортной среды для школьника - залог здоровья

 

Мастер-класс "Арт-релакс. Таинственная сила воды"

Занятие "Здоровый образ жизни. Правильное питание"

Здоровьесберегающая инфраструктура школы № 385:

-медицинский кабинет;

-процедурный кабинет;

- Спортивный зал (большой);

- Спортивный зал (малый);

- Зал хореографии;

-столовая;

-учебные классы, отвечающие требованиям СанПин;

-питьевой режим;

-двухразовое питание;

-рекреации для проведения динамических перемен;

-организация безбарьерной среды (для детей с ОВЗ);

-кабинет психологической разгрузки;

- Комната отдыха - игровая для первых классов

(- Интерактивный пол - Интерактивная песочница - Интерактивный стол - Компьютер учителя - Интерактивная система - Колонки - Мягкий диван - Мягкие модули - Настольные игры - Игровые комплекты - Кукольный театр).

Физкультурно–оздоровительная работа:

-деление классов на группы здоровья для проведения уроков физкультуры с учетом индивидуально-дифференцированного подхода;

- физминутки на уроках;

-проведение динамических перемен;

-участие учащихся в школьных спортивных секциях;

-организация и проведение праздничных спортивно-оздоровительных мероприятий;

-введение в расписание 3-го урока физкультуры (бассейн).

Рациональная организация учебного процесса:

-обучение в одну смену;

-расписание, составленное с учетом требований СанПин;

-дозировка домашнего задания;

-организация проведения уроков на свежем воздухе (начальная школа);

-система надомного и семейного обучения;

-применение ЗСТ учителями – предметниками;

-создание на уроках психологической, интеллектуальной и физической комфортности.

Профилактика и мониторинг состояния здоровья учащихся:

-диспансеризация учащихся;

- профилактические прививки;

- мониторинг пропусков по болезни учащихся и учителей;

- организация горячего питания;

- организация медико-психологической помощи учителям и учащимся.

В нашей школе разработана «Карта анализа урока по позициям здоровьесбережения» для посещения уроков.

 

 

Вернуться к пункту 2. Здоровьесозидающий характер образовательного процесса обучающихся Вернуться на главную страницу конкурса